О работе педагога-психолога
Педагог-психолог в школе проводит диагностику, консультирование родителей, учащихся, педагогов, проводит профилактические, коррекционно-развивающие занятия и просветительские мероприятия.
«Психолог – это специалист с дипломом о высшем профессиональном образовании, который работает с психически здоровыми людьми, находящимися в сложных жизненных ситуациях, испытывающими определенные эмоциональные затруднения, переживающими кризисные состояния, пытающимися разобраться в себе или переосмыслить свой жизненный опыт, а также с теми, кто хочет измениться и изменить свою жизнь.
Психолог не обладает медицинским образованием, не имеет право ставить медицинский диагноз, выписывать лекарства, не занимается лечением, а использует психологические методы, которые помогают справиться с трудными ситуациями в жизни человека».
С какими проблемами можно обратиться к психологу:
- Поведенческие затруднения (сложности во взаимоотношениях, сложности в воспитании и обучении детей, конфликты и т.д.)
- Эмоциональные затруднения (стрессы, чувство одиночества, агрессия, тревожность и т.д.)
- Когнитивные затруднения (сложности в запоминании материала, в построении причинно-следственных связей, неустойчивость внимания и т.д.)
- Мотивационные затруднения (нежелание учиться, работать и т.д.)
Результат работы с психологом:
- Обретение душевного равновесия
- Снижение эмоционального напряжения, повышение внутренней уверенности
- Приобретение новых способов построения отношений с окружающими, потенциал для решения жизненных задач
- Формирование новых точек зрения на жизненные трудности
Нужно помнить, что психолог не дает готовых решений и советов для разрешения возникших трудностей, а исследует вместе с клиентом его возможности, ресурсы, которые уже заложены в нем, для того, чтобы он сам смог и дальше решать дальнейшие трудности.
В кризисной ситуации вам окажут помощь и поддержку
- Общероссийский детский телефон доверия - 8-800-2000-122
- Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге - Светлана Агапитова, Щербаков пер., д.1/3, по средам, с 15.00 до 18.00, тел.: 764-00-54
- СПб ГУЗ (ЦВЛ) «Кризисная профилактическая помощь детям и подросткам» - ул. Чапыгина. 13А, 234-33-66. Круглосуточный телефон доверия: 234-34-00
Кризисная служба ГБУ ДО ЦППМСП Московского района
Ведется работа по оказанию помощи детям и подросткам, находящимся в кризисном состоянии острого стресса, состоянии суицидальной готовности, их родителям (законным представителям), педагогам образовательных учреждений.
Руководитель Кризисной службы: педагог-психолог Гужа Елена Александровна
Запись на прием: +7(812)246-39-85
График работы: Понедельник-четверг с 10.00 до 20.00, Пятница с 10.00 до 18.00
Email: ks@cppmsp-mosk-spb.ru
Полезные материалы и рекомендации
Родителям
Подросткам
Педагогам
Профилактика
Скачать рекомендации для родителей
Инструкция о том, что делать, если вашего ребенка травят в школе
Как родителю понять, что его ребенка травят в школе?
Травля начинается с мелочей. Обязанность родителей — следить за малейшими изменениями в поведении ребенка: нежелание идти в школу, замкнутость, снижение успеваемости, подавленное состояние, отсутствие друзей.
Каким образом ребенок может самостоятельно противостоять травле?
Первое, что каждый ребенок должен сделать в случае травли — рассказать об этом взрослым, прежде всего — родителям или учителю. Это не зависит от степени тяжести конфликта. При непосредственном столкновении с агрессорами специалисты советуют детям не поддаваться на провокации, использовать фразы «и что дальше?», «со мной так нельзя» в ответ на вербальный буллинг. Ребенок должен пытаться противостоять малейшим проявлениям агрессии.
Как помочь детям разрешить конфликтную ситуацию в школе и кто этим должен заниматься?
Разрешать конфликты — задача ответственных взрослых: учителей, психологов и родителей. Учитель должен принять факт травли, обозначить ее как болезнь конкретной группы детей, как общую проблему всего коллектива, включить моральную оценку происходящего, сформулировать вместе с детьми правила жизни в их конкретном коллективе и поддерживать малейшие позитивные изменения.
Что делать родителям, если их ребенок — агрессор?
Контролировать ситуацию в доме, реагировать на вспышки агрессии и раздражения, чтобы такое поведение не входило в привычку, разговаривать с ребенком, объяснять ему неприемлемость подобного поведения. Обратиться за помощью к педагогу-психологу в школе.
Есть ли какая-то правовая ответственность у агрессора? Каким образом можно пресечь его действия?
Если ребенку не исполнилось 16 лет, то он не несет ответственность за побои (понятия «травля» в нашем законодательстве нет). Но отказ от начала возбуждения уголовного производства будет передан в специальную комиссию, занимающуюся вопросами несовершеннолетних. Агрессора поставят на учет. Существует вероятность того, что родителей несовершеннолетнего ребенка могут привлечь к ответственности за ненадлежащее воспитание своего ребенка.
Профилактика школьной тревожности
- Отсутствие сравнений ребенка с другими учащимися, акцент делается на сравнении с самим собою: каким ребенок был раньше и каков он сейчас;
- Стимуляция оптимистического взгляда на возможности ученика (повышение самооценки способствует снижению тревожности и более эффективной деятельности, поддержка и одобрение не могут быть чрезмерными, если они заслужены). Если говорится о недостатках и ошибках – это делается в мягкой манере, сопровождая упоминанием о достоинствах ребенка, либо выражая уверенность в преодолимости препятствий (вера в ребенка, в его силы);
- Отсутствие спешки (поскольку работа в условиях дефицита времени повышает уровень тревожности детей);
- Целесообразны репетиции, проигрывание» тревожащих мероприятий (экзаменов, концертов): воспроизведение лишает их пугающей неопределенности, делает более привычными.
- Отказ от вербальной (словесной) агрессии, унижений, высмеиваний ребенка: ведь недопустимо заставлять его испытывать чувство беспомощности, неполноценности.
- Очень важно создание положительного примера для ребенка: если вы демонстрируете ему позитивное (принимающее) или негативное (недовольство, презрение) отношение к школе и ее представителям, учебе как таковой, деятельности ребенка как ученика, он невольно перенимает и усваивает это отношение как собственное.
- Важно напоминание ребенку о его прошлых достижениях, простые слова поддержки: «Ты хорошо готов. Все пройдет удачно. Ты должен быть спокоен, все хорошо!»
- Желательно знание элементарных приемов релаксации, снятия мышечного напряжения, простейших дыхательных упражнений.
Профилактика девиантного поведения у подростков
- Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
- В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
- Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
- Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
- Не ставьте на ребенке крест.
- Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
- Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
- Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
- В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
- Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.
Рекомендации родителям подростка
- Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
- Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
- Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.
- Признание и одобрение со стороны родителей.
- Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определенные трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
- Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку. Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в тоже время устанавливает новые связи с родителями. Подросток пытается изменить отношения с родителями, стремясь при этом сохранить прежнее общение, привязанность и доверие. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, иные интересы и иные точки зрения.
- Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьи, где родители проявляют гибкость, приспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении. Родители, не проявляющие гибкости в воспитании подростков, отказываются пересматривать свои взгляды и менять точку зрения; они нетерпимы, излишне требовательны, всегда настроены критически и возлагают на детей неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту. Это пагубно влияет на самооценку подростка, подавляет развитие его личности, что, в конце концов приводит к стрессовым ситуациям в отношениях между родителями и детьми.
- Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
- Тесное сотрудничество со школой. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или со специалистами (педагогом-психологом, социальным педагогом).
- Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок.
Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
Как воздействовать на ребенка с девиантным поведением
- Позитивный настрой. Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Спросите себя "Что я чувствую?" Если вами владеет гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует успокоиться, прежде всего, привести себя в равновесие. Спросите себя "Чего я хочу достичь?" - наказать, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка. Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка. Следует ответить для себя "Каково мое отношение к ребенку?" Если в этом отношении превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания.
- Доверительное взаимодействие: Необходимо потратить немного времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком. Уровень открытости ребенка прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок будет молчать, огрызаться или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушает его безопасности.
- Выявление причин. Нужно найти причины отклоняющего поведения. Конкретное поведение - это следствие чего-то. Может оказаться, что причина поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, результата можно не получить.
- Последовательность во взаимодействиях. Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию или слова и заявления не будут соответствовать Вашим действиям.
- Позитивность взаимодействия. Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.
- Поощрение положительных изменений. Традиционно в нашей культуре принято вознаграждение за "высокие успехи" с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделить и оценить самые малые достижения.
- Разумный компромисс. Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.
- Индивидуальный подход. Любая помощь будет эффективна настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.
- Системность. При оказании помощи детям и подростку с девиантным поведением нужно создавать позитивную воспитывающую среду.
- Гибкость. Важно использовать различные формы, способы, стратегии.